Мал и не удал – история нетбука
Те самые маленькие, лёгкие, дешёвые и забавные ноутбуки, именуемые нетбуками, появились в 2007 году. Началось всё с проекта OLPC, то есть One Laptop Per Child (один ноутбук каждому ребёнку. Эта организация была создана под эгидой ООН для предоставления возможности получения образования детьми из развивающихся стран. В неё вошли такие крупные компании как, например, AMD, Google и eBay.
После вступления AMD в OLPC Intel в срочном порядке открыла свой проект под названием Classmate PC, который не взлетел, но был пересмотрен и изменён для совместного развития с ASUS. Итогом коллаборации стал выпуск ASUS EEE PC 701 с небольшим 7-дюймовым экраном и бюджетным процессором Celeron M. Почему «нетбук»? Это название подчёркивало популярный вариант использования устройства, ведь лёгкий и портативный ноутбук отлично подходил для просмотра веб-контента и использования простейшего софта.
Задачи устройств от ASUS и Intel отличались от таковых у OLPC, ведь нетбуки были ориентированы не на специфический образовательный сегмент в определённых странах, а на самую широкую аудиторию. Главное, что сердцем нетбуков был полноценный X86 процессор, таким образом, поддерживалось использование любого распространённого софта как под Windows, так и под Linux. Существовали версии с разным размером экрана, объёмом памяти и твердотельного накопителя или жёсткого диска.
На самом деле, у ASUS EEE PC 701 и 900 (версия с увеличенным экраном) было достаточно недостатков, особенно у первого из них: аппаратные проблемы с разрядом батареи в выключенном состоянии, слишком низкое разрешение, очень неудобная клавиатура с уменьшенными клавишами, медленные накопители малого объёма…
Тем не менее, общественность оценила и достоинства нетбуков, что привело к резкому росту их популярности. В июле 2008 года доля нетбуков на рынке ноутбуков составляла 1%, а к новому году 2009 — уже 20% (!) Только ленивый производитель не выкатил свою версию нетбука в нескольких модификациях!
Время шло, появлялись модели с более мощными процессорами, высоким разрешением экрана, привлекательным дизайном — и многим крупным игрокам рынка не нравилось, что нетбуки стали мешать продажам более дорогих устройств, приносящих больше прибыли. Сначала Microsoft подняла стоимость лицензий Windows для нетбуков, а потом появилась Windows 7 Starter edition с вагоном и тележкой искусственных ограничений, в т.ч. по количеству одновременно запущенных программ!
Даже в таком формате нетбуки держались на плаву, хоть и постепенно теряли долю рынка. Уже в 2012 году из компактных устройств на рынке остались лишь намного более дорогие субноутбуки, ультрабуки и… планшеты. Да-да, они тоже помогли похоронить казавшийся перспективным сегмент нетбуков.